Упаковка

Информация


Упаковка решает две важнейшие задачи – это сохранить полезные свойства продукта и продлить срок его годности.

Сок – это натуральный, витаминосодержащий продукт, при его производстве не может быть и речи о консервантах, поэтому для продления срока годности продукта в подавляющем большинстве случаев используют асептическую упаковку.

Асе́птика– комплекс мероприятий, направленных на предупреждение попадания микроорганизмов в пищевой продукт.

Наиболее распространенная схема асептического упаковывания пищевых продуктов включает три стадии:

  • стерилизация упаковочного материала;
  • термическая обработка пищевого продукта;
  • расфасовка и запечатывание упаковки.

При асептическом упаковывании продукт и упаковка стерилизуются раздельно, затем упаковка заполняется и укупоривается в стерильных условиях.

Асептическое упаковывание позволяет сохранить органолептические и вкусовые характеристики пищевого продукта значительно дольше, чем при упаковывании в обычных условиях. Проводимая перед расфасовкой продукта его термическая обработка помогает избавиться от вредных микроорганизмов, влияющих на сохранность содержимого упаковки.

В процессе хранения сок должен быть максимально изолирован от воздействия кислорода, света и бактерий извне. Соответственно, барьерные свойства упаковки должны быть на высоте.

Сегодня основными видами упаковки для соковых продуктов являются комбинированные картонные пакеты, бутылки из пищевого пластика и стекла, а также стеклянные банки.

 

Комбинированные картонные пакеты

 

На первый взгляд картонный пакет из-под сока кажется довольно простым изделием. На самом деле это конструкция из сложного многослойного (5-7 слоев) материала. Технологические детали могут отличаться у разных производителей, но общая схема остается неизменной: снаружи – картон, внутри – тончайшая (менее сотой доли миллиметра) алюминиевая фольга, а между ними, равно как и на обеих поверхностях, – полиэтиленовая пленка. Картон здесь основной, несущий материал, а алюминий предохраняет содержимое пакета от проникновения света и влаги.

Металлический слой – гарантия того, что упаковка благополучно доживет до того момента, когда в ней появится продукт. Дело в том, что асептика – это больше, чем просто коробка: это весь цикл технологических процессов упаковывания. При асептической обработке стерильным должно быть все: и упаковка, и заливаемый в нее продукт, и условия, в которых эта заливка происходит. Прокол хотя бы на одной стадии – и вся работа насмарку: конечный продукт не будет отвечать современным требованиям пищевой безопасности и не найдет своего потребителя.

Скептики утверждают, что алюминиевый слой асептического пакета, защищающий сок от света, под лучами которого могут распадаться витамины, – пустая трата денег и времени: все полезные вещества в содержимом уже разложились при его термической обработке.

Это не так. Стерилизация при асептической технологии необычная – под стать обработке упаковки. Метод сверхвысоких температур (UHT) предполагает нагрев содержимого до 145оС – гораздо выше, чем при традиционной пастеризации. Однако происходит это очень быстро, буквально за несколько секунд, так что сок избавлен от необходимости «вариться на медленном огне».

Комбинированные картонные пакеты не только прекрасно защищают содержимое, но и удобны для погрузки-разгрузки, транспортировки, складирования, хранения и использования.

Основные достоинства такой упаковки:

  • сохраняет все свойства сока;
  • не пропускает свет, защищая от ультрафиолетовых лучей и кислорода;
  • легко открывать и закрывать;
  • легкий вес, не разбивается;
  • разнообразие объемов, форм, крышек;
  • удобна для погрузочно-разгрузочных работ, транспортировки, складирования, хранения, использования.
  • высокий уровень защиты от подделки и фальсификации бренда.

Экологические аспекты:современные технологии позволяют перерабатывать комбинированные картонные упаковки, а полученное сырье использовать повторно.

Метод гидропульпации позволяет «размочить» пакет до целлюлозной массы всего за 15-30 минут, а затем собрать плавающую на поверхности или осевшую на дно алюминиево-полиэтиленовую фракцию. Из целлюлозной пульпы изготавливают бумажные полотенца и салфетки, алюминий идет на производство цемента, а полиэтиленовые гранулы являются вполне сносным энергоносителем.

Основным недостаткомкомбинированной картонной упаковки является ее низкая механическая прочность.

 

Упаковка из пищевого пластика

 

По поводу пластика существует множество страшных историй. Действительно, при производстве многих видов пластика используют ядовитые химикаты, способные проникать в продукты.

Однако для упаковки напитков, в том числе соков, нектаров и других используют так называемый пищевой пластик.

Наиболее безопасными из них сегодня являются полиэтилен и полипропилен.

Безопасный пищевой пластик обозначают буквами PE (ПЭ) – полиэтилен, PETF (ПЭТФ) или PET (ПЕТ) – полиэтилентерефталат, PP (ПП) – полипропилен, изображением вилки и стакана, цифрами 05 или 1.

Наибольшее распространение получили упаковки из ПЭТ (полиэтилентерефталат). ПЭТ стал очень популярным и широко применяемым материалом, который в какой-то мере смог заменить стекло и другие виды пластмасс. Наряду с его превосходными физическими свойствами, ПЭТ обладает еще одним важным качеством – приемлемой ценой.

ПЭТ используют в качестве материала для упаковки пищевой продукции примерно с конца 1970-х годов.

У ПЭТ много преимуществ. Прежде всего – это очень легкий материал. Обычная пол-литровая ПЭТ-бутылка весит примерно 28 г (бутылка такого же объема из стекла может весить около 350 г). ПЭТ абсолютно прозрачен, что делает его идеальным для розлива минеральной, газированной воды. Чтобы продукция, которая находится в такой таре, не подвергалась воздействию солнечных лучей, применяют окрашенный пластик, многослойные технологии, и напыление, и введение в состав материала бутылки веществ, уменьшающих кислородопронецаемость бутылки.

Еще одно преимущество ПЭТ-тары – ее прочность, что очень важно при транспортировке и хранении. При этом ПЭТ, как и стекло, прекрасно (и полностью) перерабатывается. Для упаковки ПЭТ-тары не требуются ящики, их упаковывают в полиэтиленовую пленку с картонным поддоном или без него.

Основные достоинства ПЭТ-тары:дешевизна, прочность, безопасность.

Основные недостатки ПЭТ-тары:пониженные (по сравнению с комбинированными картонными пакетами и стеклянной тарой) барьерные свойства (в прозрачную, неокрашенную или однослойную бутылку проникают ультрафиолет и кислород). Поэтому, если срок хранения соковой продукции в комбинированном картонном пакете составляет до 1 года, то в ПЭТ-бутылке – до 9 месяцев.

Опасность для здоровья и окружающей среды:ПЭT считается одним из самых безопасных видов пластмасс. Тем не менее, врачи не рекомендуют многократно использовать ПЭT-бутылки, потому что в быту их сложно промыть достаточно чисто, "избавившись" от всех микроорганизмов.

Переработка:переработка осуществляется механически (измельчение) и физико-химически. Из продуктов переработки можно изготавливать широкий ассортимент различной продукции, в том числе и пластиковые бутылки заново.

 

Упаковка из стекла

 

Стекло – очень древний упаковочный материал: стеклянные сосуды использовали в Египте и Сирии еще за три тысячи лет до н.э. При этом технология стеклопроизводства очень статична. По большому счету, единственным серьезным новшеством до начала ХХ века было изобретение за сто лет до н.э. стеклодувной трубки. Только с 1901 г., когда был запатентован первый автоматический бутылочный станок, началось настоящее развитие массовой стекольной промышленности.

До недавнего времени стеклянная тара была преобладающим видом упаковки жидкостей в нашей стране. Сегодня у стеклянных бутылок появились явные конкуренты-заменители – картонные комбинированные пакеты, пластиковые бутылки, металлические банки. Одной из причин сохранения преимущества стеклянной тары является относительная дешевизна стеклянных бутылок и банок, их экологичность, герметичность. Немаловажным фактором является консерватизм некоторых покупателей, предпочитающих напитки, упакованные в стеклянную тару.

Основные достоинства стеклянной тары:гигиеничность, не взаимодействует с содержащимся в ней продуктом, возможность герметичной укупорки, разнообразие ассортимента, технологичность, способность сохранять продукты до 2-3-х лет.

Основные недостатки стеклянной тары:низкая механическая прочность, большой удельный вес на единицу расфасованной продукции.

Экологические аспекты:в естественных условиях стекло практически не разлагается и может не разрушаться сотни лет. В тоже время стекло можно неоднократно подвергать переработке и повторно использовать для создания новых изделий (в том числе бутылок, банок, посуды).

Цитата дня

 

Где мир и любовь, там все друзья.